Героями не рождаются, героями становятся!

Однажды двое клинцовских школьников спасли людей из горящей квартиры и потушили пожар.

Героизм не всегда проявляется там, где его ожидают – на поле боя, за штурвалом самолета, в открытом космосе. Порой обычная, повседневная жизнь вдруг словно выворачивается наизнанку в самый неожиданный момент, требуя от обычного подростка героического поступка.

8 июня 2011 года два тринадцатилетних клинцовских школьника, Максим Максименко и Никита Звонков сумели предотвратить большую беду. Прошло много лет, и нам захотелось в канун Дня добровольца вспомнить этот случай.

Тот день для Л.Н. Грибановой, проживающей в доме 27 по проспекту Ленина в Клинцах, начался так же, как и многие другие. Любови Николаевне на тот момент было 75 лет, она инвалид второй группы, и ухаживали за ней обычно родственники и сотрудники социальной помощи. Вот и в этот день старушка ждала соцработника. Незадолго до этого к ней заходила племянница, почистила картошку, оставила её на плите, чтобы, когда будет нужно, тетя могла сварить ее сама.

Однако когда раздался звонок в дверь, на пороге оказались не сотрудники социальной службы, а местный бомж. Этот мужчина и ранее захаживал к сердобольной старушке, жалевшей его. Бывало, он ходил для нее за молоком (правда, часто обманывал ее и просто куда-то исчезал с деньгами). На этот раз бомж беспрепятственно вошел в квартиру. Бабушка открыла дверь, ей стало нехорошо, и она прилегла. Бомж поставил варить картошку, выпил спиртное и уснул. Между тем, кастрюля на плите кипела вовсю…

Пенсионерка, лежавшая на своей кровати, наблюдала, как квартиру быстро затягивает едким дымом. Вскоре обуглилась и загорелась обшивка кухни, до полномасштабного пожара оставались считанные минуты. Женщина не могла ни самостоятельно встать, чтобы потушить пламя, ни разбудить пьяницу. Любовь Николаевна начала кричать и звать на помощь.

Дело было днем, поэтому подъезд был практически пуст. Максим Максименко, ученик 7 класса гимназии №1, был дома. Спустя 11 лет с Никитой Звонковым встретиться не удалось, а вот с Максимом Максименко мы пообщались, вспомнили этот случай:

– Максим, вспоминали ли вы свой героический поступок на протяжении 11 минувших лет?

– Вспоминал неоднократно. Помнят этот случай и мои друзья, которые были рядом в день моего награждения медалью «За доблесть и отвагу на пожаре». Этой общественной ведомственной наградой Общероссийской общественной организации «Всероссийского добровольного пожарного общества» награждают граждан за выдающиеся заслуги в обеспечении пожарной безопасности Российской Федерации. Я считаю эту награду очень почетной. Иногда мои друзья просят рассказать о спасении Любови Николаевны в кругу тех друзей, кто еще не знает об этом случае.

– Максим, давайте вернемся в тот день. Как вы поняли, что случился пожар, и что вы сделали для спасения женщины?

– Я был дома, услышал запах гари, заглянул на кухню, где располагалась газовая колонка, увидел, что все в порядке. Тогда я открыл входную дверь, и тут на меня хлынул дым. Я вышел на лестничную площадку, услышал из квартиры соседки громкие крики о помощи. Входная дверь не была заперта, и из-за нее на лестничную клетку сочился дым.

В это же время по лестнице поднимался Никита Звонков, ученик средней школы №3. Никита в этот момент шёл в гости в этот подъезд. Ранее мы виделись с ним несколько раз, но не были знакомы. Даже без лишних слов мы мгновенно решили, что делать, и вместе вошли в затянутую густым дымом квартиру. Там мы сначала перекрыли газ, затем потушили водой открытый огонь, и только после этого открыли окна, чтобы проветрить комнаты.

С трудом вывели на лестничную клетку больную старушку, усадили на табурет, дали воды. Постарались вывести из задымленной квартиры и мужчину, но самостоятельно передвигаться он не мог, и его пришлось фактически выносить. Вызвали полицию и пожарных.

– Были ли рядом взрослые в тот момент?

– Взрослых совсем не было, да и соседи по площадке у нас не жили, только бабушка.

– Было ли вам страшно в тот момент, были ли сомнения, что вы сможете спасти человека и потушить пожар самостоятельно, без помощи взрослых?

– Страшно конечно было, скорее всего, от страха все и произошло, от адреналина немного потряхивало и побуждало к незамедлительным действиям.

– Какой именно момент спасения женщины и тушения горящей квартиры вам запомнился?

– Честно говоря, ничего особо не запомнил, все было как в тумане. После того, как зашел в задымленную квартиру, действовал, будто на автомате. Для меня все эти события продолжались будто бы мгновение.

– Были ли вы ранее знакомы с пострадавшей Любовью Николаевной?

– Лично знаком не был, но знал, что она очень плохо ходит. Родители рассказывали.

– Когда вы вынесли женщину из дома, вы ей незамедлительно оказали какую-либо помощь?

– После того, как вывели женщину из квартиры, попытались найти какую-нибудь тару, чтобы налить воды, дать попить и умыться. В итоге, помню, нашли банку.

– Изменил ли этот героический поступок для вас дальнейшее восприятие ценности человеческой жизни?

– Я не считаю, что это героический поступок. Я в принципе считаю, что нужно помогать людям в любой ситуации, и случай 11-летней давности – этому подтверждение.

– Повлиял ли этот случай на выбор вашей нынешней профессии?

– По моему мнению, не бывает полезных или бесполезных профессий, все специальности, так или иначе связаны с помощью. Мой выбор пал на профессию юриста. В 2021 году я закончил Российский государственный университет правосудия, и на данный момент работаю юристом.

По долгу своей профессии мне часто приходится общаться с людьми такой героической профессии, как пожарный, пожарный-доброволец, волонтер. Это особенные, сильные, волевые, бесстрашные и очень скромные люди. Практически каждый свой рабочий день совершают подвиг или благие дела, даже не задумываясь об этом.

Общаясь с Максимом, я обратила внимание, что все эти качества есть и у него. Таким и должен быть человек, который добровольно готов помогать людям. Человек, про которого совершенно заслуженно говорят – герой!

Наталья Роженок, инструктор по ОМР Клинцовского отделения ВДПО.

Фото М. Максименко и из архива ВДПО.