Реально ли клинцовскому пенсионеру соблюдать самоизоляцию?

С 28 марта в Брянской области, как и в Москве, лица старше 65 лет обязаны соблюдать самоизоляцию в своем жилище. Правда, со столицей у нас имеются определенные различия.

Некоторые региональные издания уже поспешили растиражировать информацию о брянских пенсионерах, не соблюдающих самоизоляцию. Статью сопровождает отвратительного качества фото, как будто сделанное на домашний тапок, где можно разглядеть только сидящих на лавочке бабушек.

В Клинцах в субботу, несмотря запрет, на улицах, на рынке, возле подъездов можно было встретить лиц не только 65+, но даже и 80+. Мы бы могли сделать множество фото «пожилых граждан, не соблюдающих режим самоизоляции», но не стали этого делать, поскольку подобное занятие считаем мелким и низким. Хотя, возможно, некоторые «журналисты» как раз этим и занимались.

Несомненно, введение на период эпидемий ограничительных мер – это общемировая практика, иначе нельзя. В Индии вообще нарушителей карантина ловят сачком и бьют палками, но давайте не будем равняться на средневековую практику. Россия – социальное государство, так записано в Конституции.

Пожилые люди наиболее восприимчивы к вирусу и переносят его тяжелее молодых. Именно поэтому такая трагедия происходит в Италии – благодаря климату, средиземноморской диете и социальному обеспечению там очень высока средняя продолжительность жизни, т.е. много стариков. Их надо защитить в первую очередь, и самоизоляция преследует именно эту цель. Но запретительные меры должны сочетаться с мерами помощи, социальной поддержки.

В Москве 1,8 миллионов пенсионеров решили стимулировать к соблюдению самоизоляции финансово: две тысячи рублей дают сразу, еще две – по окончании карантина. В Подмосковье такая же система, только сумма меньше. Конечно, деньги мизерные, тем более, для столицы, но все же помощь. Кроме того, в крупных городах несоизмеримо лучше развита сфера услуг и доставки. Заказать на дом можно практически все, включая еду и лекарства, действуют различные социальные и волонтерские организации. Тысячи таксистов Белокаменной срочно переквалифицируются в доставщиков.

Трудно спорить, что в Клинцах таких возможностей у пенсионеров намного меньше. Поэтому соблюдать самоизоляцию реально могут только те, кто живет с родней или, по крайней мере, поблизости от нее. Одинокие пенсионеры вряд ли могут себе позволить безвылазно сидеть дома. Кто сходит за них в магазин, в аптеку, оплатит счета, погуляет с домашним питомцем? Услуги доставки еды в Клинцах находятся в зачаточном состоянии, о доставке лекарств на дом мы не слышали. Центр социального обслуживания населения работает со своими подопечными и чисто физически не имеет столько соцработников, чтобы помочь всем одиноким пенсионерам. Волонтеров, о которых постоянно пишут брянские СМИ, у нас в Клинцах пока нет.

Нас заверяют, что пожилым людям в случае неоплаты счетов, в том числе по ЖКХ, эти услуги не отключат и не начислят пени. Однако саму оплату никто не отменял. Для решения проблемы предлагают пользоваться электронными сервисами, не учитывая, что большинство людей 65+ не представляют, что это такое, и пользуется только кнопочным телефоном.

Роспотребнадзор разъясняет, что режим самоизоляция пожилых граждан все же мягче, чем домашний карантин потенциально зараженных, прибывших из-за рубежа. Да и вообще, самоизоляция – это самостоятельное решение, за ее нарушение пока нет наказания, в отличие от медицинского карантина. Пенсионерам можно выходить по неотложным нуждам в маске, в малолюдные места и в малолюдное время. Но у нас проблема возникает уже на первом этапе – где взять маску? Тут понадобятся навыки рукоделия, поскольку в продаже медицинских масок не найти.

Думается, что перед лицом такой страшной опасности власти должны бы обеспечить граждан элементарными средствами защиты, причем бесплатно. Но масок не купить и за деньги, только если какие-то спекулянты продадут по 100 рублей за штуку. Наши читатели советуют вспомнить, что Клинцы – город текстильщиков, и сшить для себя маску самостоятельно.

Поэтому давайте не будем осуждать пенсионеров за выход на улицу и гневно постить в интернет фото «нарушителей режима». Не от радостной и беззаботной жизни, а превозмогая боль в суставах пенсионеры выходят из дома. Просто потому, что за них этого сделать некому.