О различиях медицинского карантина и всеобщей самоизоляции

Сегодня на всю территорию Брянской области постановлением регионального правительства распространен режим всеобщей самоизоляции населения.

К сожалению, многие интернет-ресурсы, то ли от непонимания, то ли умышленно, для громких заголовков и продвижения в Яндекс-Новостях, именуют все происходящее карантином и грозят уголовным наказанием за его несоблюдение. Тем самым создается повод для паники, домыслов и фэйков. Не лучше ли вместо этого разъяснить суть принимаемых мер?

Между понятиями «карантин» и «самоизоляция» существует огромная разница. Карантин – это медико-санитарное мероприятие, направленное на изоляцию лиц, имеющих симптомы заболевания или вернувшихся из очага эпидемии. Решение о помещении в карантин принимается врачом, медики контролируют состояние поднадзорного лица, если карантин проходит дома. В случае с коронавирусом в домашнем карантине должны находиться лица, прибывшие из зарубежных стран – очагов эпидемии, и контактировавшие с ними. Режим домашнего карантина предполагает полную изоляцию, выходить за дверь самостоятельно нельзя. В случае несоблюдения домашнего карантина нарушитель принудительно направляется в медицинское учреждение.

Именно за нарушение медицинского карантина предусмотрена административная и уголовная ответственность (если в результате нарушения произошло заражение других граждан). Сегодня Госдума одобрила законопроект об усилении ответственности за нарушение карантина – для граждан это административный штраф от 15 до 40 тысяч или максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет в случае наступления тяжких последствий.

Всеобщая самоизоляция – это ограничительная мера, которая носит скорее социальный характер и не имеет четкой медицинской и правовой регламентации. Само название «самоизоляция» уже предполагает, что решение принимает сам гражданин в целях недопущения заражения себя и окружающих. Ограничительные меры в разных регионах однотипны: выход из дома только по крайней необходимости, в ближайшие магазин и аптеку, на работу и в связи с работой, выбросить мусор или выгулять питомца не дальше 100 метров от места проживания. Уже из перечня ограничений видно, что они направлены не на полную изоляцию людей, а на минимизацию социальных контактов и передвижений по населенному пункту.

Теперь об ответственности. На сегодняшний день (31 марта) не имеется нормативно-правового акта, непосредственно устанавливающего административную, а тем более, уголовную ответственность для гражданина, который нарушил правила всеобщей самоизоляции (разумеется, если он не является подкарантинным лицом). В то же время, такие меры обсуждаются. На сегодня имеется ст. 6.3 КоАП РФ “Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения”, но она к рассматриваемой ситуации подходит плохо. Кроме того, неясно, кто и каким образом сможет выявить всех нарушителей, составить на них протоколы и оштрафовать.

В столице, где всеобщая самоизоляция была объявлена раньше всех, полиции дано разъяснение: выяснять у идущих по двое и больше граждан причину их передвижения по городу, и если она не является уважительной, то принимать меры к их сопровождению домой.

К сожалению, формулировка ограничительных мер, объявленных в разных регионах, является калькой с московских, включая даже расстояние, на которое можно отвести собаку от подъезда. Но что делать, если в ближайшем магазине или аптеке нет того, что нужно? Что делать в сельской местности, где ближайший магазин может быть на территории другого населенного пункта, а аптека – в городе? Как контролировать соблюдение самоизоляции, если человек зарегистрирован в одном месте, а живет в другом? Кто купит продукты и присмотрит за пожилыми родственниками, если их посещать нельзя?

Мы этого вопроса уже касались: сфера доставки продуктов в Клинцах находится в зачаточном состоянии, о доставке лекарств на дом мы не слышали, социальная служба обслуживает своих подопечных и физически не сможет помочь всем пожилым людям. У волонтеров в Клинцах, как говорят, появился штаб, но пока не появились они сами. Много вопросов нуждаются в уточнении и доработке, в ином случае установленные ограничения оказываются либо неисполнимыми, либо несоразмерно ограничивающими права граждан.

Обратим внимание на разъяснения, данные в Москве. Там тоже пока нет ответом на многие актуальные вопросы.

Есть еще и существенный юридический момент. В силу ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Свобода передвижения гарантирована ст. 27 Конституции. Установление же ограничений на свободу передвижения по территории, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее допускается ст. 11 ФКЗ «О чрезвычайном положении» в случае объявления такового Указом Президента и утверждение Советом Федерации. Режим ЧП на территории России не введен.

Что касается ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на который ссылаются региональные власти, то он в случае объявления режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации допускает только ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации (п. «а» ст. 10). Законы толкуются буквально. Здесь речь идет о запрещении доступа в зону потенциальной или произошедшей ЧС (которая  тоже пока не объявлена), но не об ограничении передвижения.

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил: «В соответствии со ст. 55 Конституции ограничения прав и свобод граждан возможны только в силу федерального закона и в конституционно значимых целях. А значит, введение таких ограничений – исключительная компетенция Федерального собрания и Президента» (цитата «РИА Новости»).

Таким образом, с точки зрения закона, объявленные меры самоизоляции носят, прежде всего, социальный и разъяснительный, а не принудительный характер. Ее исполнение зависит в наибольшей мере от уровня сознательности и ответственности самого гражданина.

Только сегодня Госдума одобрила законопроект, согласно которому Правительство сможет объявлять режим чрезвычайной ситуации или режим повышенной готовности, а также устанавливать обязательные в связи с этим правила поведения для граждан.

Губернатор Томской области, где сегодня тоже объявили всеобщую самоизоляцию, объяснил так: «Это не комендантский час. Это вопрос нашей самодисциплины. Можно покидать свои квартиры, если вы идете в магазин за продуктами, выносите мусор, гуляете с собакой. Но ни о каких выходах без острой необходимости не может быть и речи».

Подытожим: всеобщая самоизоляция – это не карантин и не домашний арест, если вы вышли на улицу, вас за это не отправят в тюрьму. Однако это не значит, что самоизоляцию можно игнорировать – к ней нужно стремиться. Коронавирус – опасное и крайне заразное заболевание. Чтобы не заразиться самому и не заразить близких, нужно минимизировать социальное общение и воздержаться от праздного шатания по городу. Берегите себя и близких, будьте внимательны, соблюдайте меры профилактики, но не поддавайтесь панике.

Жизнь и здоровье – вот главная ценность!

Фото: iStock.