Верховный суд предлагает упразднить правовой институт частного обвинения

Дела о домашнем насилии предлагается перевести в категорию частно-публичного обвинения.

Как сообщает РБК, Пленум Верховного суда России 6 апреля утвердил и постановил внести в Государственную Думу законопроект, который вносит изменения в статьи Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ, касающиеся побоев, причинения легкого вреда здоровью и клеветы без отягчающих обстоятельств.

Верховный суд предложил перенести такие дела (ч. 1 ст. 115, ст. 116.1 и ч. 1 ст. 128.1 УК РФ), которые сейчас рассматриваются по процедуре частного обвинения, в категорию уголовных дел частно-публичного обвинения, что фактически означает упразднение института частного обвинения.

Рассмотрение уголовного дела в порядке частного обвинения означает, что бремя сбора доказательств и обязанность лично либо через представителя поддерживать обвинение в суде ложится на потерпевшего. Предварительное расследование по таким делам не проводится, государственный обвинитель в суде не участвует.

При этом в случае отказа потерпевшего от обвинения либо неявки в суд без уважительной причины уголовное дело прекращается. Еще одна особенность дел частного обвинения в том, что в одном уголовном деле могут быть соединены встречные заявления сторон. В этом случае подавшие их лица выступают одновременно в качестве частного обвинителя (потерпевшего) и подсудимого. На практике это происходит довольно часто, например, в случае взаимного причинения побоев.

С переводом этой категории дел в область частно-публичного обвинения доказывать вину по этим статьям будут обязаны правоохранительные органы, а стадия предварительного расследования станет обязательной. В суде обвинение будет представлять государственный обвинитель. Такие дела возбуждаются только по заявлению потерпевшего, но безусловному прекращению за примирением сторон не подлежат. В данном случае, прекращение дела – право, а не обязанность суда, и при решении этого вопроса будут оцениваться обстоятельства дела и личность подсудимого (в частности, необходимо, чтобы он ранее не привлекался к уголовной ответственности и возместил причиненный вред).

Как отметили в Верховном суде, большинство дел упомянутых категорий касаются случаев домашнего насилия. Фактическое отсутствие стадии предварительного расследования и обязанность потерпевших самостоятельно поддерживать обвинение в суде «не отвечают потребностям эффективной уголовно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, его здоровья, чести, достоинства и репутации», а также задаче государства противостоять домашнему насилию, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В документе также сказано, что «побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью являются типичными и наиболее распространенными проявлениями семейно-бытового насилия, предупреждение которого требует активного участия государства, что невозможно обеспечить в рамках частного порядка уголовного преследования».

В высшей судебной инстанции полагают, что в случае принятия закона вырастет эффективность предупреждения семейно-бытового насилия, повысится роль государства в защите граждан от клеветы, а в суды перестанут поступать дела, где отсутствует предварительное подтверждение наличия события и состава преступления.

По информации РБК, в феврале 2021 года Консорциум женских неправительственных объединений выяснил, что почти две трети (61%) женщин, убитых в России в 2018 году, стали жертвами домашнего насилия – они погибли от рук партнера или родственника.

Необходимо отметить, что и ныне действующая редакция УПК РФ предусматривает возможность проведения предварительного расследования по делам о причинении легкого вреда здоровью, побоев или клевете без квалифицирующих признаков.

Так, часть 4 статьи 20 УПК РФ предусматривает, что руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении частного или частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.