Год в повышенной готовности

Ровно год назад, 17 марта 2020 года правительством Брянской области было принято постановление №106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области».

Коронавирус подкрадывался к нам тихо и постепенно. Первая информация о некой новой опасной инфекции, распространение которой началось в китайском Ухане, начала появляться на прошлый новый год. Первая заметка о коронавирусе на нашем сайте появилась 11 января 2020 года – это было сообщение о первой жертве новой инфекции в Китае. Кто же тогда мог знать, что довольно скоро мы будем писать фактически только об этом!

Следующие два месяца прошли в режиме относительного спокойствия (а может, самоуспокоения). Для большинства наших сограждан новая зараза казалась чем-то вроде лихорадки Эбола – смертоносным, но далеким, а потому не страшным. Опасения вызывало, разве что, получение посылок из Китая. Авито наводнили полушуточные объявления, где люди в противогазах и костюмах ОЗК предлагали услуги по получению чужих посылок на почте в обмен на их содержимое. Появились предложения по продаже оберегов, заряженного чеснока и прочих средств, более характерных для Средневековья, чем для XXI века.

Россия довольно оперативно закрыла границу с Китаем, но ковид зашел с другой стороны: из Европы. Там весьма неожиданно появились то ли вторичные, то ли самостоятельные очаги инфекции, которую в итоге завезли-таки в нашу страну.

1 марта 2020 года в Клинцах провели, пожалуй, последнее крупное массовое общегородское мероприятие – Масленицу. Были еще, помнится, мероприятия в ДК, но вскоре все поменялось.

К середине марта стало ясно, что эпидемии в России не избежать. 17 марта было принято то самое постановление регионального правительства №106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области». Пока что «повышенная готовность» касалась, прежде всего, экстренных служб, правоохранительных органов, системы власти и управления. Также были отменены массовые мероприятия, однако, об ограничении конституционных прав граждан речи пока не шло. Был создан оперативный штаб, сводки которого мы теперь читаем каждое утро.

22 марта сообщили о первом подтвержденном случае коронавируса в Брянской области. Дальнейшие события развивались стремительно. 25 марта Президент выступил с обращением к нации, и сообщил об объявлении недели с 28 марта по 5 апреля нерабочей с сохранением заработной платы. Впоследствии, как мы помним, всероссийский режим нерабочих дней продлился до 11 мая. Было принято решение о временном приостановлении работы многих отраслей экономики, главам регионов даны полномочия по введению ограничительных мер сообразно эпидемической обстановке.

30 марта мы в ходе экскурсии по Гранд Парку взирали на ранее невиданную картину: большие магазины работали, мелкие бутики – нет. В рамках введенных ограничений подлежали закрытию магазины непродовольственных товаров (кроме товаров первой необходимости и пунктов выдачи дистанционной торговли). Закрылись магазины одежды и обуви, мебели и стройматериалов, автозапчастей, парикмахерские и другие заведения сферы услуг. Точки общепита стали обслуживать только на вынос.

В Клинцах закрылась промтоварная часть рынка. Школьники перешли на дистанционное обучение, детсадовцев отправили по домам. Многие взрослые тоже ушли на «дистанционку». Еще раньше, с 19 марта, суды перешли на особый режим работы, рассматривая только неотложные дела (такой режим работы продлился до 12 мая). ЗАГСы временно перестали регистрировать браки. За распространение панических слухов, т.е. ложной информации о коронавирусе, была введена административная и уголовная ответственность.

Были внесены изменения в режим повышенной готовности. Мы узнали новый термин «обязательная самоизоляция» – лишенный логического смысла, но повторенный в последующие месяцы миллионы раз. На улицу можно стало выходить только по уважительной причине.

30 марта обязательная самоизоляция была объявлена в Брянске. На следующий день она была распространена на всю Брянскую область. Теперь «повышенная готовность» стала обязательной и для обычных граждан. Также было объявлено о приостановлении междугородных пассажирских перевозок.

1 апреля мы проснулись как будто в другом городе: пустынные улицы, одинокие пешеходы в масках, запертые двери магазинов. Воображение живо дорисовывало картины, которые раньше приходилось видеть в фильмах про зомби и постапокалипсис.

На улицах появились полицейские патрули, которые разъясняли (пока), что нужно сидеть дома. Уже совсем скоро на тех, кто не мог убедительно объяснить причину нахождения на улице, стали составлять протоколы. С 7 мая к режиму обязательной самоизоляции присоединился и обязательный масочный режим, протоколы стали составлять и на «безмасочников».

18 апреля оперштаб сообщил о первом летальном исходе на Брянщине и о первом подтвержденном случае заболевания в Клинцах. COVID-19, еще недавно казавшийся чем-то далеким, пришел к нам.

Весь апрель и часть мая прошли под знаком мер, которые выглядели как ранее не виданные и чрезвычайные, хотя режим ЧС объявлен не был. Приостановление ряда производств, закрытие значительного числа учреждений торговли и сферы услуг, введение ограничений на передвижение граждан, пропускной режим в собственном городе, транспортные ограничения, запрет на посещение церквей и кладбищ на Пасху и Радуницу и даже фактическое закрытие отдельных населенных пунктов.

В это же время над Россией совершались воздушные крестные ходы. Все мы помним, когда это было в предыдущий раз. СМИ и другие новостные ресурсы говорили только о коронавирусе, а граждане со страхом и удивлением ожидали очередных новостей. Наши публикации конца марта – начала апреля прошлого года до сих пор в топе самого читаемого на сайте.

К счастью, пропускной режим в Клинцах не начал действовать по-настоящему, в отличие от крупных городов. В столице, как мы помним, были введены «цифровые пропуска», а в иных местах пропуск нужно было писать самому: «мол, я, такой-то, иду в магазин, обязуюсь вернуться к такому-то времени».

Те дни явились суровым испытанием и для физического здоровья людей, и для их психического благополучия (а для самозанятых – и для семейного бюджета тоже). К счастью, после полутора месяцев всеобщего карантина начались послабления. С радостным облегчением воспринимали наши читатели сообщения об открытии магазинов, парикмахерских, рынка, выходе из самоизоляции, отмене обязанности носить маски на улице.

К середине лета пандемия как будто отступила. В конце июня в Клинцах даже чуть было не провели Фестиваль славянского единства. Во всяком случае, сообщение об этом полдня провисело на сайте регионального департамента культуры, а потом оказалось, что все его неправильно поняли. Заболеваемость пошла на спад, о коронавирусе стали забывать, новости о нем стали раздражать, почти все сняли маски и вернулись к почти нормальной жизни. Так, на праздновании Яблочного Спаса и медовой ярмарке в Великой Топали автор заметил только двух людей в масках (включая себя).

К сожалению, «ремиссия» длилась недолго: уже к концу сентября пришла вторая волна. Цифры заболеваемости и смертности от коронавируса снова поползли вверх, а в ноябре – декабре ковид стал бить весенние рекорды и ставить новые. Вторая волна пандемии оказалась «злее», хотя говорить об этом стали явно меньше. Так, на последний день лета, 31 августа, в Брянской области было официально подтверждено 35 смертей от коронавируса – это значение держалось долго. По состоянию же на сегодняшний день, 17 марта 2021 года, в регионе подтверждено уже 273 летальных исхода! В связи с этим были даже возвращены на некоторое время уже подзабытые ограничительные меры, например, обязательная самоизоляция для пожилых (сейчас она носит уже рекомендательный характер).

К сожалению, многие наши сограждане восприняли санитарные правила, в числе которых и ношение масок в общественных местах, как некую неприятную обязанность, повинность, «покушение» на свою свободу. Все больше стало в магазинах и общественных заведениях безмасочников (в иных местах они уже в абсолютном большинстве). Просьба надеть маску часто вызывает непонимание. Добрая половина горожан ведет себя так, будто уже привилась от коронавируса, хотя по информации оперштаба привитых на сегодняшний день (17 марта) только 56 тысяч человек на всю область.

Уважаемые читатели! Поймите: коронавирус никуда не делся, и снова может пойти в рост. Используйте средства защиты органов дыхания в общественных местах, по возможности избегайте людных мест, поддерживайте социальную дистанцию, чаще мойте руки, соблюдайте санитарно-гигиенические правила и будьте здоровы!